
Уважаемые родители! Для вас и ваших детей наступает волнующая пора – пора сдачи первых государственных экзаменов. «Экзамен» переводится с латинского как «испытание».
Это время первого взрослого испытания: оно показывает, насколько выпускники готовы к взрослой жизни, насколько их уровень притязаний адекватен их возможностям. Именно на экзамене подводится итог учебной деятельности ребенка, оценивается результат его пребывания в школе. Поэтому результаты выпускных экзаменов имеют для детей особую значимость. А родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии.
Для того, чтобы способствовать повышению стрессоусточивости школьника, необходимо снизить факторы риска формирования экзаменационной тревожности:
- Физиологические особенности нервной деятельности.
- Негативная установка.
- Страх несоответствия ожиданиям окружающих.
- Индивидуальные особенности работоспособности.
- Низкий уровень информированности о процедуре ГИА.
Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку намного легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки. Именно Ваша поддержка нужна выпускнику прежде всего.
Что значит – поддерживать ребенка?
- Верить в его успех.
- Опираться на сильные стороны ребенка.
- Подбадривать, хвалить ребенка за то, что он делает хорошо
- Избегать подчеркивания промахов ребенка.
- Демонстрировать любовь и уважение ребенку.
Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка основывается на подчеркивании способностей, возможностей, положительных сторон ребенка.
Поддержку можно оказывать:
- Добрыми словами (например: «У тебя все получится»)
- Совместными действиями (например: помощью в организации занятий, совместными прогулками, совместными занятиями спортом)
- Доброжелательным выражением лица, тоном высказываний, прикосновениями.
Как же поддержать выпускника?
- Своими словами и поведением
Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, поэтому:
- Чаще говорите: «Ты сможешь это сделать», «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо», «Все у тебя получится».
-Не запугивайте ребенка, постоянно не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.
-Заранее расскажите о возможных вариантах пересдачи, вариантах развития событий в случае не самого лучшего исхода («Да, итоговый экзамен очень важен, но при неудачной сдаче ГИА жизнь не остановится», «Век живи, век учись»)
- Скорректируйте ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ГИА. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.
- Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
- Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
- Учитывайте индивидуальные особенности своего ребенка для формирования адекватного отношения к ситуации.
Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые - в часы спада.
Если у вас тревожный ребенок
Для тревожного ребенка на предэкзаменационном этап создайте эмоционально спокойную, ненапряженную атмосферу. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей этой категории приводит только к дезорганизации их деятельности.
Если у вас гиперактивный ребенок
Для гиперактивных школьников, испытывающих недостаток произвольности и самоорганизации, наоборот лучше повысить значимость экзамена. Психические функции формируются через наличие внешних опор. Поэтому на этапе подготовки очень важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства. Такими средствами могут стать песочные часы, отмеряющие время, нужное для выполнения задания; составление списка необходимых дел (и их вычеркивание по мере выполнения); линейка, указывающая на нужную строчку и т.д. Бесполезно призывать таких детей «быть внимательнее», поскольку это им недоступно.
Если у вас неуверенный ребенок
Для неуверенных в себе выпускников потребуется создание ситуации успеха. В этом случае рекомендуется снизить значимость экзамена, дать понять, что ничего страшного не произойдет, даже если результат будет не совсем таким, каким хотелось бы. Очень важно, чтобы неуверенный ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. При работе с такими детьми необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций («Сначала реши простые задания, а потом переходи к сложным»). Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение («Как ты думаешь, с чего лучше начать: с простых или сложных заданий?»).
Если у вас гиперответственный ребенок
Для ответственных детей (отличники), старающихся соответствовать ожиданиям окружающих, - необходимо снизить значимость экзамена: следует дать понять, что ничего страшного не произойдет, даже если результат будет не совсем таким, каким хотелось бы. Очень важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Им необходимо понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания. На предэкзаменационном этапе детям можно предложить тренировочные упражнения, где им потребуется выбирать задания для выполнения, и не нужно будет делать все подряд.
Если у вас астеничный ребенок (нервно-психическая слабость)
Для астеничных детей очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не сможет соответствовать: «Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал». Ребенок не притворяется, просто таковы его индивидуальные особенности. Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся: ему необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать.
- Помощью в организации занятий
- Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься. Проследите, чтоб никто из домашних ему не мешал.
-Купите необходимые справочники, книги, веселые стикеры, чтобы писать на них даты по истории или сложные математические формулы, которые никак не запоминаются. Помогите с поиском литературы в интернете.
- Окажите помощь в составлении плана или конспекта, распределении учебного материала по дням, определении еженедельной нагрузки. Выслушайте выученные темы. Все это помогает справиться с тревогой: школьник начинает понимать, что успеть выучить весь материал реально, у него достаточно времени для этого.
-Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени, уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
- Организацией питания и режима
- Позаботьтесь об организации полноценного питания сына или дочери. Во время интенсивного умственного напряжения необходима питательная и разнообразная пища, сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба. Творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
- Не допускайте перегрузок ребенка. Объясните ему, что для сохранения высокой работоспособности, он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Через каждые 40-50 минут занятий необходимо делать перерывы на 10-15 минут. Важно, чтобы школьник имел возможность сменить деятельность.
-Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.
-Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.
-Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не приобретение знаний. Проследите за этим.
- В день Х позвольте ребенку думать только об экзамене. Соберите ему все необходимые документы, паспорт, снилс. Купите несколько черных гелевых ручек на случай, если одна из них откажется писать. Постарайтесь не волноваться сами, и если нужно, успокойте ребенка.
В экзаменационную пору основная задача родителей – создать комфортные условия для подготовки обучающегося и не мешать ему. Психологическая поддержка, поощрение, реальная помощь, спокойствие взрослых помогают школьнику успешно справиться с собственным волнением.
В случае, если вам не удается самостоятельно справиться с экзаменационной тревожностью, обратитесь за помощью к специалистам/ Психолог поможет ребенку определить те индивидуальные особенности, которые необходимо учитывать при подготовке к экзамену: тип нервной системы, динамику работоспособности, уровень самооценки, обучит навыкам саморегуляции и окажет психологическую поддержку.
Удачи Вашим детям!
МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», м-н Жукова, д.19-а, тел.32-27-30